Л.Ф. Прокофьева
Приемы и методы работы в классе баяна с незрячими учащимися (из опыта работы с незрячими детьми, окончивших музыкальную школу №20 и поступивших в музыкальное училище).
Занятия музыкой усиливают эмоции и делают ярче образные представления детей, благотворно способствуют самовыражению незрячих детей, приобщает к искреннему, гибкому и свободному общению с окружающими, развивает потенциальные возможности детей, помогая им приобрести навыки, умения, знания владения инструментом.
Цель данной работы показать возможность работы с такими учащимися на уровне музыкальных школ. Вовлечение педагогов отдела для работы с незрячими детьми.
План урока:
Знание нот по системе Брайля. Запись различных длительностей: четвертых, восьмых, шестнадцатых, половинчатых, целых нот.
Паузы. Запись по Брайлю пьес: «Петушок», «Паровоз», «Во саду ли, в огороде», А. Шахов «В лугах».
Разучивание пьес по системе Брайля на баяне. Способы записи и звукоизвлечения. Игра пьес: М.Цыбулин «Вальс», А.Иванов «Полька».
Содержание урока:
1. Показ знаний нот по Брайлю:

2 5
3 6
Точки
Целые, половинчатые, четвертые, восьмые. Ученица пишет в тетрадь с помощью специального прибора и грифеля.
Шестнадцатые записываются как целые длительности, 32 – пишутся как половинные, 64 – как четвертые.
2. 


Запись пауз по Брайлю.




1 5 1 1 1 4
2
3 3 6 3 6 3 6
целая половинная четвертная восьмая


5
6


5
6 3

5
3

5
3 6


2 5
6 6


2
6 3

6



2
6
![]() |


6










2 _ 4 _
4 4
![]() | ![]() | ![]() |
3 _
4
![]() |
15. Перенос нот с одной строки на другую обозначается точкой «5»:
16. Запись интервалов:







![]() | ![]() |
17. Знак первой октавы: ; второй - ;
![]() | ![]() |
третьей - ; четвертой - и т.д.
![]() | ![]() | ![]() |
Большая октава - ; малая октава - ; контроктава -
![]() | ![]() | ||||
![]() |
![]() |
18. Точка, увеличивающая длительность ноты отличается цифрой «3»:
19. Запись пьесы «Петушок» читает правой рукой. Уточняет длительности. Ключ ставится один раз. Размер. Перед первой нотой ставится октавный знак (первая октава) и идет запись нот. Разделение тактов – пропуск одной клетки.
20. Ученик читает ноты и переносит их на клавиатуру. Заучивает. Предварительно поет, называя ноты. Отдельно пишется левая рука и соединяется. Играет. Ровный мех, точная аппликатура.
21. Пьеса «Паровоз» - смена меха определенная. Перенос пальцев с ноты «соль» - на «до» (на начало).
22. Пьеса «Полька» - перенос пальца без остановок с первой части на вторую (с ноты «до» - 1-ой октавы на ноту «соль»), затем с ноты «соль» на ноту «до» - 2-ой октавы.
Распределение музыкальных фраз. Определение темпа.
23. Пьеса «Во саду ли, в огороде» (запись, читка, смена меха, фразы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий