Будникова И.Ю.


Методическая работа «Выбор технического репертуара для учащихся фортепианных отделений ДМИ и ДШИ»
Основная цель технического развития обеспечить условия, при которых возможно более качественное решение музыкальных задач. В дальнейшем эти условия приведут к автоматическому подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.
Неоспоримо то, что техника – это комплекс средств, позволяющих овладевать различными стилями. С первых шагов маленького пианиста мы начинаем работу над подготовительными упражнениями, которые затем выстраиваются в целую систему свободы пианистического аппарата с целью обучения приемам игры на фортепиано и знакомством с различными видами фактур. Таким образом, мы осознаем необходимость технического развития ученика.
Работа идет гораздо интенсивнее и успешнее, если она базируется на материале, стимулирующем эмоциональное увлечение и творческое воображение, то есть на этюдах или пьесах, а не бесконечных сухих упражнениях. Отношение к техническому воспитанию базируется не на накоплении технических навыков, а в применении их к техническому репертуару, исполняемому учениками. Но это не значит, что снимается необходимость специального изучения этюдной литературы, она является как бы «спутником» художественной литературы, отображающей в миниатюре черты данного стиля. Так, например, этюды Черни и Лёшгорна не только приобщают учащихся к основам фортепианной техники, но и подводящих интонационно и пианистически к произведениям классической музыки. В то же время количество подобных этюдов несколько ограничено тем, что внимание учащегося бывает поглощено исключительно фактурными моментами. Этюды по типу этюдов Геллера и Мошковского дают учащимся арсенал средств, с которыми они столкнутся в будущем при изучении романтической музыки. В них встречается педальная звучность, гибкая фразировка, широкие аккордовые и арпеджированные построения. Этюды современных композиторов знакомят учеников с новыми музыкальными интонациями и современной пианистической фактурой. В этих этюдах на первом плане всегда музыкальный образ. Технический результат зависит от непосредственного увлечения музыкой, которое пробуждает нераскрытые виртуозные возможности.
При подборе этюдов необходимо руководствоваться их художественной и педагогической ценностью. Единого технического минимума не существует.
По поводу степени трудности изучаемых этюдов существуют разные точки зрения. Одни педагоги являются сторонниками нетрудных этюдов, которые исполняются свободно, хорошо. Другие считают, что этюд всегда должен быть трудным, воспитывать навыки, отсутствующие у ученика.
В технической работе делаются акценты на произведения виртуозного характера. Ясно, что для исполнения этюдов Черни не требуется эмоциональный подъем или лирическая настроенность, но необходимы другие качества, связанные с хорошей фразировкой и напевностью звучания, четким ритмом.
Для работы над техникой небезразлична фразировка мелодического голоса. Неправильное представление о структуре музыкальной речи отрицательно влияет на естественные координационные движения. К этому относится «забалтывание» пассажей, «зажатость», «скованность», «тряска рук». Эти недостатки пианизма возникают также от невнимания  к художественным задачам. Экономные необходимые движения пианиста возникают при точном выявлении декламационного рисунка мелодии. Искажение фразировки может привести к перегрузке пальцев и далее к техническим помехам. Особенно это нежелательно в отношении 4-ого и 5-ого пальцев.
Общие требования к методике изучаемых этюдов – это грамотный разбор текста. В него входит безошибочное воспроизведение нотной записи, понимание фразировки.
От старших учащихся можно требовать самостоятельности в выборе аппликатуры. Главное, чтобы ученик по возможности умел оценивать свою игру, а непросто говорить, что «у меня ничего не получается». Необходимо показывать, что собой представляет данная техническая трудность, то есть что и как звучит.
Ученик может овладеть данным техническим приемом после того, как почувствует музыку изнутри. Это либо колокольная звучность аккордов при пластичных движениях рук при педальных эффектах (этюды Геллера), или напевное legato, крепкое nonlegato, красивое звучание беспедальной игры (этюды Черни).
Разбирать несложные этюды можно сразу двумя руками. Первоначально это небыстрый темп, игра с выразительной фразировкой и певучим туше. К подвижному темпу лучше переходить, когда этюд выучен наизусть. Это относится особенно к этюдам на арпеджио и скачки, которые играть затруднительно по нотам.
Прибавлять темп следует постепенно, движения ученика остаются спокойными. При подвижной игре отчетливо видны недостатки исполнения. Педагог должен уметь разобраться в их причинах. Бывает, что устают руки. Упорная тренировка выправит положение, если этюд доступен ученику. Каждый эпизод должен быть тщательно проработан отдельно и затем вмонтирован в общую ткань этюда.
Изучение после разбора основывается  на трехчастном действии: игра по частям; работа над деталями; игра целиком. С помощью универсальных ритмических вариантов, нарушающих фразировку, то есть способов, частенько отрабатываются все технические трудности. Но нельзя забывать, что поиск рациональных движений – это не самоцель, а техническая работа, это прежде всего работа над туше.
Между различными видами техники существует преемственная связь, которая содействует накоплению технических умений. Следовательно, необходимо проводить подготовку на широкой стилистической основе, проходить этюды разных композиторов.
Прохождение этюдного репертуара на протяжении всего курса фортепиано в школе не только развивает технику пианиста во многих ее проявлениях, но и воспитывает такие психологические качества музыканта-исполнителя, как самоконтроль и воля. Но без регулярных и настойчивых занятий желаемый результат  не будет достигнут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий