Л.Ф. Прокофьева
     Приемы и методы работы в классе баяна с незрячими учащимися (из  опыта работы с незрячими детьми, окончивших музыкальную школу №20 и поступивших в музыкальное училище).

Занятия музыкой усиливают эмоции и делают ярче образные представления детей, благотворно способствуют самовыражению незрячих детей, приобщает к искреннему, гибкому и свободному общению с окружающими, развивает потенциальные возможности детей, помогая им приобрести навыки, умения, знания владения инструментом.
Цель данной работы показать возможность работы с такими учащимися на уровне музыкальных школ. Вовлечение педагогов отдела для работы с незрячими детьми.

План урока:
Знание нот по системе Брайля. Запись различных длительностей: четвертых, восьмых, шестнадцатых, половинчатых, целых нот.
Паузы. Запись по Брайлю пьес: «Петушок», «Паровоз», «Во саду ли, в огороде», А. Шахов «В лугах».
Разучивание пьес по системе Брайля на баяне. Способы записи и звукоизвлечения. Игра пьес: М.Цыбулин «Вальс», А.Иванов «Полька».

Содержание урока:
1.     Показ знаний нот по Брайлю:
1    4
2    5
                                                                      3    6
                                                        Точки
Целые, половинчатые, четвертые, восьмые. Ученица пишет в тетрадь с помощью специального прибора и грифеля.
Шестнадцатые записываются как целые длительности, 32 – пишутся как половинные, 64 – как четвертые.
2.     Запись пауз по Брайлю.
    1   5                 1                                    1                          1   4
                                                                                2
                   3                     3   6                               3   6                     3   6                   
      целая          половинная                четвертная         восьмая


3. Знак правой руки:                 4                       4
                                                                                 5
                                                       6
4. Знак левой руки:                     4                            4
                                                                                     5
6                         3
    
     5. Знак – мажор Б:     
                                                        5
                                                      3
6. Знак – минор М:  
                                                            5
3         6

     7. Разжим меха:                       1               
                                                        2                      5
                                                             6                 6
    
     8. Сжим меха:                           1              
                                                        2                     
                                                             6                 3

    9. Диез:                      1   4

                                             6


 
10. Бемоль:                  1
                                      2
                                          6
 


 
11. Бекар:                     1

                                            6
12. Басовый ключ: 



13. Скрипичный ключ:




 
14. Размер пишется с пятой клетки
2 _                                                        4 _
4                                                           4


 

3 _
4


 

15. Перенос нот с одной строки на другую обозначается точкой «5»:




16. Запись интервалов:

терция –                               секунда –                            кварта –




квинта –                              секста –                                септима –




октава –


 


17. Знак первой октавы:                     ; второй -                 ;

 


третьей -                  ; четвертой  -                      и т.д.


 

Большая  октава -                 ; малая октава -               ; контроктава -
 


 

18. Точка, увеличивающая длительность ноты отличается цифрой «3»:




19. Запись пьесы «Петушок» читает правой рукой. Уточняет длительности. Ключ ставится один раз. Размер. Перед первой нотой ставится октавный знак (первая октава) и идет запись нот. Разделение тактов – пропуск одной клетки.
 20. Ученик читает ноты и переносит их на клавиатуру. Заучивает.  Предварительно поет, называя ноты. Отдельно пишется левая рука и соединяется. Играет. Ровный мех, точная аппликатура.
21. Пьеса «Паровоз» - смена меха определенная. Перенос пальцев с ноты «соль» - на «до» (на начало).
22. Пьеса «Полька» - перенос пальца без остановок с первой части на вторую (с ноты «до» - 1-ой октавы на ноту «соль»), затем с ноты «соль» на ноту «до» - 2-ой октавы.
Распределение музыкальных фраз. Определение темпа.
23. Пьеса «Во саду ли, в огороде» (запись, читка, смена меха, фразы).

Комментариев нет:

Отправить комментарий