Шашкова С.В.

  «Развитие ладового слуха на уроках сольфеджио» 

Любой музыкант должен иметь развитый музыкальный слух. Развитие слуха происходит, прежде всего, в процессе живой музыкальной практики, т.е. в классах по специальности, в ансамблях, при игре в оркестре. Чем богаче, разнообразнее эта практика, тем более развитии слух.
Наряду с этим работа над слухом происходит на уроках сольфеджио. Значение сольфеджио очень велико, так как здесь дается систематизация и углубление уже накопленных навыков, а система разнообразных упражнений, различных форм работы способствует приобретению учащимися новых, ранее не известных им слуховых навыков.        
Пение на уроках теории – первая и, вероятно, самая важная часть воспитания слуха, так как в пении учащиеся активно интонируют те или иные звуковые последовательности. В пении можно изучать гаммы мажора, минора, особых диатонических ладов, хроматические гаммы и т. д., некоторые метроритмические явления (например, нота с точкой, синкопа).
Другая форма работы над развитием слуха на уроках теории музыки – иллюстрация. Любые сведения теоретического характера должны быть проиллюстрированы. Интервал, трезвучие, гамма и прочее должны прозвучать на уроке, причем не только в схематическом, отвлеченном от реальной музыки виде, но и в примерах из музыкальной литературы. При этом следует обращать внимание учащихся на выразительность тех или иных элементов музыкальной речи (например, особая выразительность мелодической кварты, большой септимы, выразительность консонанса, диссонанса и т. п.). Иллюстрироваться должны, по существу, все разделы курса теории музыки.
Вслед за музыкальной иллюстрацией идет слуховой анализ.
Это одна из основных форм работы на уроках сольфеджио. Совсем не обязательно ограничиваться только интервалами, аккордами и гаммами. Учащиеся могут анализировать на слух мелодию, фактуру музыкального произведения и многое другое. В основном, всё, что получает музыкальную иллюстрацию, должно затем проходиться в слуховом анализе.
Особо следует сказать о выборе материала для иллюстрации и слухового анализа. Ясно, что он должен быть разнообразным и высоко художественным. Нельзя брать первое, что попадается под руку, необходимо отбирать определенные примеры как из народного творчества, так и из музыки композиторов-классиков и советских композиторов.
И, наконец, о последней форме работы над развитием слуха на уроках теории музыки – об игре на фортепиано. Любой человек внутренне слышит только то, что много раз ему приходилось слышать реально, физически. В этом смысле роль игры на фортепиано незаменима. Играя гаммы, интервалы, аккорды, делая разрешения тритонов, характерных интервалов и прочее, ученик  всё это делает своим личным слуховым багажом, всё это становится достоянием его слуха. Кроме того, близкое знакомство с клавиатурой рояля часто помогает избежать многих ошибок и при выполнении устных и письменных заданий (например, при построении гамм гармонических и мелодических ладов).      
Таким образом, на уроках сольфеджио можно применять такие формы работы, которые развивают не только теоретическое мышление учащихся, но дают также некоторый материал для развития их слуха. Эти формы работы – пение, музыкальная иллюстрация, слуховой анализ, игра на фортепиано. Умело используя их, педагог упрочит знания своих учащихся, подкрепит их музыкально-слуховым опытом.

Список литературы

1.     Бычков Ю. О ладовой настройке //Вопросы теории музыки, М., 1977
2.     Вопросы воспитания музыкального слуха (Л., 1987) 
3.     Вопросы методики воспитания слуха /Под ред. Л. Островского, Л., 1967

4.     Максимов С. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках
сольфеджио (М., 1973)
5.     Островский Л. Очерки по методики теории музыки и сольфеджио. (М., 1958)



Комментариев нет:

Отправить комментарий