Воробьева Т.Н. 
Доклад 
«Основные технические формулы и их освоение на разных возрастных этапах» (2006 - 2007 год)

Общеизвестны основные виды техники – это гаммы, аккорды, арпеджио. Помочь овладеть ученику ими – серьезная задача преподавателя, т.к. за  этим стоит техническое развитие, владение инструментом любого возраста пианиста. Умение быстро угадывать и считывать определенные технические формулы ведет к улучшению навыков чтения нот, качественному и быстрому разбору нотного текста. Включение в занятия игру гамм, аккордов, арпеджио необходимо каждому ученику пианисту и уже при первом знакомстве с клавиатурой можно включить игру простых попевок: « Вот иду я вверх, вот иду я вниз» постепенно от «до» к «соль» и обратно, подкрепляя расшифровкой, что гамма – звуки подряд. Здесь уточнения и подробности можно опустить (мажор, минор, схема построения по тонам, полутонам – всё чуть позже). Аккорды в первые уроки чаще играет преподаватель, но и здесь при игре ансамблем с учеником следует обратить внимание маленького пианиста на одновременное звучание нескольких звуков. Если преподаватель знакомит слух ребенка с арпеджио, самое доступное сравнение – морские волны, слово «арпеджио» для начинающих сложно запомнить, но главное улавливать на слух поочередное звучание звуков трезвучия и обращений, как «волны».
Игровые упражнения, которые подготовят ученика к игре гамм просты и самое главное системны. Игра non legato, позже legato

Всегда выдерживается принцип «Звуки подряд, пальцы подряд» - это правило № 1
                                                           
Неплохо последнее упражнение поиграть по «шопеновской» формуле: «ми#, фи#, соль#, ля#, си», это весьма удобно для детской руки, естественное положение пальцев на клавиатуре, что способствует естественной беглости.
Подбор репертуара не должен  расходиться с принципами упражнений. Этюды, пьесы должны содержать похожие элементы, интересно будет «узнавать старых знакомых». Игра аккордов начинающими чаще происходит левой рукой, вначале 5 и 1 пальцы (две «кривые ножки») играют квинты, 2 и 4 пальцы – терции, затем игра квинт усложняется включением 3 пальца, здесь целесообразны упражнения 3/5, 1/3. Применить правило № 2 : «Звуки пропускаем, пальцы - тоже»

Арпеджио на первых этапах – трехзвучные, отдельно играть их менее интересно, лучше – этюдный материал, где можно создать образ, картинку, ведь обучение детей предполагает эмоциональную основу.
Учитывая возраст детей, обучающихся в первом классе, к середине или концу учебного года вводится работа по построению мажорных гамм по схеме «ТТПТТТП. Следует объяснить, что полутон самое близкое расстояние между двумя клавишами, а два полутона – целый тон.»
Гаммы строить и играть от всех белых клавиш. Активизируя внимание ученика на запоминание «дорожки» определенной гаммы позаботиться о нахождении точного сравнения с каким-либо узором. Например: «соль мажор – равнина и скала», «ре мажор – напоминает букву «м»»
Аппликатура – по общепринятым правилам. Вопрос – как преподнести это ученику. Хорошо работает метод наблюдения ученика за игрой преподавателя. Желательно подвести ученика к самостоятельным ответам о чередовании позиций: «В октаве восемь клавиш, на руке пять пальцев. Ты помнишь состав числа «восемь»? Если мы правой рукой сыграем от «до» вниз 5 пальцев сколько не хватает до конца октавы?» Следует ответ: «три». Теперь направление изменим: играем вверх, порядок пальцев сохраним, подряд позиции пальцев 3+5. При игре в 2 октавы и более на каждую тонику – подвести 1 палец, таким образом гаммы играются, чередуясь позициями 3 пальца подряд, затем 4 подряд. В левой руке 5 палец встречается 2 раза, не считая его те же позиции в зеркальном отражении с правой. Таким образом, легко построить и сыграть расходящуюся гамму. Даже маленьким детям – учащимся несложно играть расходящиеся гаммы до, ми мажор, благодаря соответствию пальцев и клавиш между руками. Часто возникают проблемы координации пальцев, когда настаёт черед играть параллельные гаммы 2 руками. Поможет объяснение такого плана: «Положи ладонь правую сверху левой, сыграем пять клавиш подряд. Ты заметил(а), что только «третьи» пальцы совпали, а 5 играет вместе с 1-ым,2-ой с 4-ым. Когда руки выстроишь для игры гамм в октаву помоги командами – подсказками для точной игры:
       1     2     3                 1  2              3   4   1
       5     4     3                 2  1              3   2   1
 До 3-их пальцев          середина           с 3-х до тоники

Заранее оговорить, что в середине октавы сочетаются пальцы 1 и 2. Можно обозначить названием клавиш для более быстрого нахождения в любой октаве. Для оттачивания координации пальцев, подкладывание 1 пальца следует вычленять фрагменты гамм с многократным проигрыванием с постепенным ускорением темпа. Например:

Пр.р.  1    2    3    1     3    2    1    2    3    1       ;         пр.р.  1    2     1     4
         До  ре   ми  фа  ми  ре  до   ре  ми  фа     ;                  до   ре   до   си
Л.р.    5    4     3   2    3     4    5    4    3    2                  л.р.   1    4     1    2


Сосредоточить внимание на руке, где происходит подкладывание, остальное - работа мышечной памяти. Игра аккордов целесообразна вначале отдельными руками. Аппликатура по известным ранее правилам №1 и 2.
1)     Игра тонических трезвучий по октавам.
2)     Построение обращений
Аппликатурные правила запомнить легко, обращая внимание на расстояние между клавишами от среднего звука до 5 пальца.


   
В левой руке в нижней терции пропущена одна клавиша - это расстояние малое, в середину встает третий палец. В правой руке до пятого пальца пропущено две клавиши - это расстояние большое, в середину встает второй палец.


       л.р              пр.р


Подобное объяснение с изменяющимися пальцами 3 и 4 и в арпеджио. Если до 5 пальца расстояние большое(пропущено 2 клавиши), в середину встает 3 палец, если до 5 пальца расстояние малое(пропущена 1 клавиша), встает 4 палец. Играя ученику арпеджио отдельно каждой рукой дождаться, чтобы он сам заметил, что неизменны 1,2,5 пальцы, а 3,4 включаются в зависимости от расстояния к 5 пальцу.
Хороша таблица изменяющихся пальцев в коротких арпеджио по гаммам.
1 группа: До, соль, фа мажор
               Ля, ми,    ре минор
Правая рука 3  4  4
Левая рука   4  4  3
2 группа: Все мажорные, кроме До, соль, фа
Правая рука 3  4  4
Левая рука   3  4  3
3 группа: Все минорные, кроме ля, ми, ре
Правая рука 3  4  3
Левая рука   4  4  3
Игра арпеджио может сопровождаться подсказками, удобный способ подсказок по 4-ому пальцу.
Например: играем арпеджио до мажор, приговаривая: «В левой 4-ый, вместе 4-ый, в правой 4-ый»

   Включение в репертуар произведений с элементами хроматической гаммы требует знание еще одной формулы: 1палец – белая
                      3палец – черная
2палец – «мостик» на полутонах из 2-х белых клавиш.
Полезно предварительно поиграть отдельные фрагменты гамм
Пример: 1    2    3         1    2    3     правая рука
             ми фа фа#  ,   си  до   до#
По октавам
Пример: ре#  ми   фа   ,  ля#   си   до 
              3       2     1         3      2    1    левая рука
Затем включить в общую дорожку хроматической гаммы.

    В средних классах включаются длинные арпеджио, вводный септаккорд, здесь возникают построения от черных клавиш, правило расположения пальцев одинаково и для гамм от черных клавиш и для длинных арпеджио:
В правой руке позиции 1 палец идет на первую белую клавишу, в левой – на последнюю белую клавишу.
Предположим, в ре мажоре Dvll7 (ум.вв.): пр.р. 2      1     2       3      4
                                                                       До#  ми  соль   сиЬ   до#
                                                                Л.р.   3      2     1       4      3
                
Для более успешного освоения поиграть в правой руке от «ми», в левой руке от «сиЬ» указанной аппликатурой, таким образом формируется устойчивое ощущение позиции и зрительно и мышечно.
В конце средних классов, в начале старших, ученики знакомятся с гаммами от черных клавиш. Объяснения, приведенные выше по игре арпеджио, здесь имеют свою силу. Трудность создается при игре расходящихся гамм. Проигрывая отдельно фрагменты с подкладыванием в одной руке, и ровным движением в другой – отрабатывается многократным повторением, постепенно добавляя по звуку, следующими в дорожке гаммы. Темп, желательно прибавлять с каждой «пробежкой».
Удобно начать играть расходящиеся от черных клавиш миЬ, ляЬ мажор. Расходящиеся  минорные гаммы представляют ту же степень трудности, а при игре мелодических гамм – даже большую. Четкое представление о рисунке дорожки гаммы, даст возможность легче провести работу. Некоторые музыканты играют исключительно по слуху, не глядя на клавиатуру, но более удобный способ – слышать правую руку и следить за левой рукой. Исходя из знаний устройства нашего мозга, можно почувствовать значительное улучшение в исполнении, прислушиваясь к левой руке. Слуховой контроль за левой рукой, также помогает синхронности между левой и правой руками. Другой способ – игра, не глядя на клавиатуру, на ощупь.
В старших классах добавляется такой вид техники, как игра гамм в терцию, дециму, сексту. Здесь стоит обратить внимание учащихся на сочетание 1 и 4 пальцев. Игра длинных арпеджио D7 по аппликатурным принципам аналогична игре Dvll7 (ум.вв.)
     Несколько слов об октавной технике. В октавных гамма – образных пассажах на черных клавишах включается 4 палец, вместо 5 пальца. Если гамма включает большое количество черных клавиш, то чередование пальцев 4 и 5 формируется также.
Успешному овладеванию всеми видами техники, помимо знания и применения технических формул, способствует правильный подбор этюдного материала. Целесообразно держать в репертуаре этюды на разные виды техники,  а в старших классах включать этюды на смешанные виды техники. Не обязательно, доводить работу до «блеска», эскизной работы достаточно. Лучше сосредоточиться на 1-2 этюдах, остальные играть в качестве упражнений.
При разборе произведений нередки случаи, когда ученик, постоянно играя гаммы аккорды, арпеджио без нот не узнает известные ему формулы аппликатурные, теряется в нотном тексте. Есть смысл перед проигрыванием сделать зрительный анализ, выяснить на каких гаммах или арпеджио построены пассажи. Также чтение аккордов должно быть поддержано быстрой реакцией позиционных построений.
А) Видим, все звуки в аккордах расположены на линейках, либо все между линейками. Если в младших классах ученик уяснил правила №1 и 2, проблема будет решена, стоит только их вспомнить. Используем подсказку - (звуки расположены через одну клавишу) – узко, пальцы через один.
                                                                                                                                5
Б) Расположение терции – узко, кварты – широко. Правая рука мгновенно встает на 2 пальцы
                                                                                                            5                  1
В) Расположение кварта – широко, терция узко. Правая рука встает на 3 пальцы
                                                                                                            1

                                                                                           5
                                                                                        4
Г) Секунда – тесно, терции – узко+узко, правая рука   1 2  пальцы
                                                                           
Такие упражнения вначале делать вне клавиатуры. Научить ученика быстро координировать пальцы в зависимости от рисунка аккорда. Научившись быстро реагировать на сам рисунок аккорда, несложно играть безошибочно все звуки, увидев первый.
Например: узко, широко от «фа» - рука в воздухе с приготовленными правой 1,2,5  или левой 5,3,1, приготовление на клавиатуре, затем толчок в клавиши, и пока звучит аккорд, анализируем следующий: широко, узко от «соль», при снятии правая рука принимает позицию 1,3,5. Пример: первым пальцем опускаемся на соседнюю клавишу, остальные – уже выстроены. В левой в это же время 5,2,1. Проучив переход 2 и 3 пальцев в средних звуках отдельно, результат будет достигнут. Игра правой рукой 1 пальцем и 5 пальцем левой - начало каждого позиционного положения, тоже воспитывает скорости перестроения в аккордах. Все упражнения, построенные на клавиатуре, (показанные «с рук») обязательно подтвердить нотным текстом этюдов, пьес. Приобретенный опыт должен поддерживаться умением анализировать нотный текст, таким образом, освоив весь комплекс, ученик формирует навык самостоятельной работы над произведением. 
    Работа написана на основе материалов семинаров, открытых уроков Заслуженного работника Культуры, преподавателя Новиковой Н.А. и собственного опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий