А.С. Евдокимова Гитара: «Смена позиций левой руки»

Ты упражнял и глаз и руку,    
Но ты не упражнял рассудка своего.
Чтоб быть художником, обдумывай науку!
Без мыслей гений не творит,
И самый редкий ум с одним природным чувством
К высокому едва ли воспарит.
Искусство навсегда останется искусством:
Здесь ощупью нельзя идти вперед,
И только знание к успеху приведет.
                                 Гёте.  «Апофеоз художника»

Когда мы говорим о безупречной технике движения, представляющей основу для решения больших музыкальных задач -  мы имеем в виду целесообразно-согласованные совместные действия правой и левой рук: синхронность и независимость усилий. Чистота и совершенство техники левой руки зависят не только от правильной установки кисти и корректного опускания пальцев, но также от безупречного выполнения смены позиций.
В смене позиций большой палец является ведущим; он сопровождает каждую смену позиции и помогает установить кисть. Кроме того, он создает противодействующую силу, что способствует разгрузке мышц плеча и плечевого пояса. Переход от одной конфигурации (связь кисти с предплечьем) в другую происходит беспрепятственно. Процесс опускания и поднимания пальцев является функцией мышц, сгибающих и разгибающих пальцы, а процесс смены позиций, происходящий главным образом за счет движения руки, должен  быть разделен, так как друг подле друга протекают два двигательных акта, при выполнении которых импульсы и затрата силы у неопытных исполнителей сливаются в единый судорожный процесс.
Левой руке выпадает двоякая задача. Она должна для достижения звука определенной высоты укорачивать струну и одновременно посредством вибрации оживлять и одухотворять звук. Для техники нажима и беглости также действителен закон экономичного приложения сил. Работа мышц ни в коем  случае не должна быть больше, чем того требует натяжение и эластичное противодействие струны. Всякое хорошее движение отличается от плохого экономичностью силовой затраты и внешней законченностью двигательного процесса. Так как поднимание и опускание пальцев осуществляют мышцы предплечья при помощи кисти, а изменение позиций происходит посредством сгибания-разгибания предплечья в локтевом суставе под действием мышц плеча, то в любой фигурации внутри одной и той же позиции, а также в трели, не должно возникать напряжения в плече! Напряжение в плече может быть снято противодействием большого пальца, благодаря чему нажимные усилия почти полностью ограничиваются предплечьем! Нужно избегать повышенного напряжения, возникающего в плече в момент смены позиции или большого скачка. В игровом аппарате возникают рефлекторно повышенные, нецелесообразные, вредные напряжения в момент публичного выступления. Нервный страх, ненадежная память, слабая нервная система приводит в лихорадочное, парализующее силу воли состояние. И здесь, расслабление является важной предпосылкой успешного обучения и становится средством для устранения торможений.
При правильной затрате сил, рука предстает как свободно подвешенная в плечевом суставе подвижная система, которой при максимальном возрастании скорости подвластны отдельные звенья. Бессмысленно обращаться в занятиях только к частичным движениям, ибо общий двигательный процесс в целом зависит от правильных функций, расположенных близко к корпусу звеньев рук. Следует помнить о том, что значит для педагогики своевременное распознавание состояний!
Мышцы обладают тремя свойствами: эластичностью (способность мышц восстанавливать свое собственное состояние после прекращения воздействия на них внешних сил), сокращаемостью (способность мышц сокращаться в результате воздействия на них внешних сил), и напрягаемостью (физиологическое состояние, которое является противодействием в ответ на всякую испытываемую мышцами нагрузку (страх, волнение, отчаяние), плохо освоенные двигательные навыки. Бессознательное напряжение проявляется в простых зримых формах. Например, в неуклюжести позы или движения. Сюда относится подъем плеча, обычно правого, скручивание или вытягивание мизинца или других пальцев, крыловидное отведение левого плеча. Существует только один способ избежать этого – это добиться уверенности при подготовке – постоянный контроль над чувствами и ощущениями. Чтобы обеспечить максимальную эффективность работы мышц без утомления и болевых ощущений, необходима экономичная трата мышечной энергии, ежедневная регулярная тренировка на инструменте и ровное дыхание без задержек вдоха и выдоха.
Роль левой руки заключается в удержании пальцев на уровне ладов, на которых прижимаются струны и в содействии растяжения пальцев и их свободному движению по всему грифу. Четыре согнутых пальца, расставленных близко над соответствующими ладами над струнами, должны быть готовы, наподобие шарнирных молоточков, перпендикулярно опускаться на струны. Усилие сосредотачивается на кончике каждого пальца: оно должно быть не более того, какое необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности (закон сообщающихся сосудов из физики). Пальцы же не должны высоко подниматься над струнами. Если же палец должен извлечь последующий звук на той же струне, то он при передвижении прекращает нажим, но полностью от струны не отрывается.
Чтобы начать изучение смены позиций, развлекаемся упражнениями скольжения по струне из 5 позиции до 12 и наоборот. Пальцы преподавателя устанавливаются между пальцами ученика, чтобы во время скольжения пальцы ученика не сжимались. При  изучении переходов на дальние расстояния надо учиться оценивать расстояние и всячески пытаться исключать любое ощутимое напряжение в руке. Только тогда появится возможность приобрести большую уверенность в передвижениях по грифу. Кратко рассмотрим общие условия смены позиций:
1.     Прежде всего ученик должен иметь ясное  слуховое представление об интервалах, отделяющих звуки, взятые в разных позициях. Тогда он сможет контролировать слухом свою интонацию.
2.     Чтобы получить мало заметный для слуха переход от одного звука к другому при смене позиций, движения руки должны быть уверенными, точными и быстрыми, но в то же время, очень плавными.
3.     Смена позиций осуществляется главным образом движением предплечья и локтя, а также некоторым вспомогательным движением всей руки: кисть и пальцы в пределах 1-10 позиций почти не изменяют своего положения на грифе. Большой палец, расположенный на шейке, перемещается вместе с кистью (не должен отставать).
4.     Для достижения связности перехода необходимо всегда сохранять контакт пальцев со струной, то есть переход  совершается путем скольжения пальцев по самой струне (за исключением случаев, когда соединение позиций осуществляется во время звучания открытой струны и флажолета).
5.     В момент перехода в новую позицию нажим на струну должен быть несколько ослаблен, в противном случае затруднится самый переход и возникнет опасность повреждения кожного покрова пальца из-за сильного трения о струну.
При   изучении   способа   перехода    одним    и   тем же  пальцем  можно рекомендовать следующие упражнения: «фа - ля»; «фа диез – ля диез»; «соль - си».  Здесь необходимо сосредоточить внимание на достижении уверенных, точных и очень плавных переходов, осуществляемых при несколько ослабленном давле­нии пальца. В первое время можно намеренно допускать слышимое глис­сандо («скольжение» пальца по струне). По мере того как уче­ник осваивается с новой задачей, нужно требовать от него все более точных и незаметных для слуха переходов.
Для усвоения способа смены позиций во время звучания открытой струны, также целесообразно использовать простейшие упражнения:
«до-си», «ми-си», «до диез-си», «фа-си», «ре-си», «фа диез-си».
Во время звучания открытой струны нужно уверенно, спокойно переместить руку в новую позицию. Задачи ученика при этом несколько усложняются потому, что рука в момент перехода лишается одной из точек опоры и контакта паль­цев со струной (единственной опорой для руки в момент зву­чания открытой струны является большой палец, лежащий на шейке инструмента). Перейдем к рассмотрению методики работы над более сложными приемами смены позиций.  «Переход на ведущем пальце» - один из самых распространенных, требующий длительного совершенствования: «си-ре», «ре-си» и т.д. Усвоение этого приема даже в элементарном виде значитель­но расширяет исполнительские возможности учащихся. В данном случае совершается  на  одном  пальце (которым бе­рется звук в оставляемой позиции). Рука плавно и непрерыв­но перемещается на этом пальце вплоть до нужной позиции, и, в тот же момент устанавливается другой палец. Если данный прием используется при переходе на другую струну, то скольжение руки совершается на исходной струне вплоть до достижения новой позиции. На первых порах рекомендуется выпол­нять переход в несколько замедленном движении, что приводит  к слышимому глиссандо. По мере усвоения приема, смена позиции должна  быть все более неслышной. 
Смена позиций путем «вытеснения» впереди стоящих пальцев используется при переходе от более низкого звука к более высокому, а также при повторении одно­го и того же звука (путем замены пальцев):  «фа диез – ля», «соль-ля», «Соль диез-соль диез». Техника выполнения данного приема состоит в следующем. Палец, которым нужно взять звук в новой позиции, в момент перехода как бы вытесняет стоящие впереди него пальцы и за­тем скользит по струне до нужной позиции. Переход должен выполняться «на ходу», уверенно и точно. Запоздалое снятие «вытесняемых» пальцев приводит к антимузыкальному глис­сандо:  «ре – (соль)ми», «до- (фа диез)ми». При быстром выполнении разбираемого приема анализ ука­занных движений руки весьма затруднителен, а в замедленном движении в значительной мере теряется характер перехода - в этом состоит сложность задачи, усвоение которой требует от учащегося большого внимания. Наглядный показ приема на инструменте в данном случае особенно необходим.
Когда рассматриваемый способ смены позиции выполняется
одновременно с переходом на другую струну, то скольжение
руки совершается на первой (исходной) струне, а в момент
приближения к новой позиции «вытесняющий» палец  устанавливается на другую струну.
При игре на гитаре необходима выработка тонкого двигательного чувства, так как кисть попадает в поле зрения только на определенном отрезке её движения. В частности, следует помнить следующее:
1.    Перемещение пальцев левой руки при переходе на другую позицию производится одним движением и строго согласовано с действиями правой руки.
2.    Пальцы снимаются с предыдущей позиции только в тот момент, когда рука должна принять новое положение.
3.    Пальцы приподнимаются над струнами без рывков и на возможно близкое расстояние от них.
4.    Смену позиции надо производить быстрым и естественным движением с опережающим взглядом.
5.    Сближение или разъединение пальцев не должно нарушать правильное положение руки.
6.    Когда один звук является общим для двух последовательных аккордов, то палец должен оставаться на месте, если для этого нет особых препятствий.
Весь процесс обучения направлен на воспитание в учащемся навыка к расслаблению. Следует в замедленном темпе проанализировать свои движения, проконтролировать ослабление напряжений, чтобы не было невыравненной игры. Следует обращать внимание не только на внешнее протекание движения, но и на процессы, происходящие в игровом аппарате. Чтобы достичь совершенства, нужно установить связь между органом слуха и моторикой руки. У способных людей необходимые движения связываются в единый двигательный процесс. Привожу примеры аппликатуры, которую необходимо использовать для достижения совершенства в переходах:
1212
4242
1414
3434
2424
1412
1241
4212
4214
4124
1313
1234
4321
0121
0120
1242
1241
0131
0131
1343
1341
2010
4121
3010
4131


2120
4241
3130
4341
0212
0210
1424
1421
0313
0310
1434
1431


0304
3042
1423
4142
1414
3030
4310
1041
0304
3042
1423
4142
1414
3030
4310
1041
0304
1212
3041
4343
1203
0101
4203
0101
3041
4343
2041
4343
1030
2121
1403
0101
1412
4030
1424
0303
3041
4343
2041
4343
4341
4030
1424
0303
4141
4013
4141
4013
4034
4041
4141

1434
1424
1323
1111
2222
3333
4444
3333
2222
1111

Данные схемы можно использовать по всем струнам и по всем ладам. Все зависит от поставленной впереди задачи и мастерство преподавателя (показ).
Применение этих приемов на практике укрепляет пальцы, а также помогает освоить быструю смену позиций в игре на инструменте.
Нельзя сказать, что для усовершенствования кисти – это упражнения за инструментом. Разумная гимнастика кисти и специальный массаж, могут улучшить работу пальцев и сократить упражнения по переходам. Все должно выть умеренно и постоянно.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
1.    А. Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
2.    Хуго Беккер, Даго Ринар «Техника и искусство игры на виолончели»
3.    Э. Пухоль  «Школа игры на шестиструнной гитаре»
4.    М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре»
5.    Таррега «Школа игры на шестиструнной гитаре»
6.     Р.Сапожников «Обучение начинающего виолончелиста»
7.    В.Ганеев «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тезисы 1V международной научно-практической конференции 11-12 апреля 2009 г
8.    А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»
9.    Ч. Дункан «Искусство игры на гитаре»
10.                        В. Каненгайзер «Мастерство игры на классической гитаре»

Комментариев нет:

Отправить комментарий