Трофимова С. Н.
«О некоторых проблемах развития дополнительного образования в сфере культуры и искусства Саратовской области»

    Система школ детского художественного образования, включающая ДМШ, ДШИ и ДХШ, является одной из старейших и уникальных образовательных систем Саратовской области, имеет крепкие традиции, достижения и результаты, апробированные временем. Знаменательно, что музыкальные и художественные школы стали одними из первых учебных заведений художественного образования наряду с художественным и музыкальными училищами и консерваторией. Особенность образования в сфере культуры и искусства предполагают раннее включение ребенка в обучающий процесс, поэтому начальная степень художественного образования- школа искусств- является необходимым звеном в подготовке профессионального музыканта, художника. Школа искусств- начало творческой биографии многих известных деятелей искусства и культуры. В тоже время школа искусств- образовательное учреждение массового художественного образования.
   При всем обоснованном консерватизме самой системы школа искусств оперативно реагирует на культурные потребности населения. Это многоликая и развивающаяся структура, о чем свидетельствует открытие во многих школах Саратовской области новых отделений: хореографических, фольклорных, театральных, эстрадных, общеэстетических и других. Важным шагом для обеспечения условий эффективного развития данной сети детских учреждений является создание Концепции художественного образовании в Российской Федерации как системы взглядов на современное образование в сфере искусства и культуры.
   К основным условиям реализации концепции относятся:
- непрерывное обновление программно- методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного и мирового опыта;
- издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории художественной культуры;
- разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективного функционирования системы художественного образования.
   Шаткость правовой позиции школ искусств сегодня проявляется при регистрации, лицензировании, аттестации образовательных учреждений. В соответствии с законодательством лицензирование и аттестация школ проводится органами образования субъектов Российской Федерации. Нередки случаи, когда у лицензирующего и аттестующего органов вызывает проблемы работа со школами искусств в силу специфики содержания образовательной деятельности, отсутствия типовых нормативных документов, многообразия видов школ искусств. Данная ситуация вполне закономерна с учетом того, что система дополнительного образования детей проходит путь своего становления, разработки нормативных документов.
   В решении данного вопроса требуется проявление определенной гибкости со стороны аккредитационных комиссий и коллегий, а также учет специфики образовательной деятельности учреждений культуры и искусства.
   В сети образовательных учреждений культуры и искусства особое место занимают районные и сельские школы искусств.
   При сложившейся непростой экономической ситуации больше всего пострадало самое слабое звено детского художественного образования- районные и сельские школы. В небольших городах, поселках и селах школа искусств оказывается единственным образовательным учреждением, способным удовлетворить культурные потребности населения. И хотя в последнее время число сельских школ не уменьшилось, сложное положение, связанное с материально финансовым и педагогическим (что конечно взаимосвязано) оснощением образовательного процесса, продолжает усугубляться.
Большинство школ искусств имеют в своем распоряжении музыкальные инструменты, изношенность которых превышает 90%, не располагают средствами для пополнения своего библиотечного и методического фонда. Остро стоит вопрос о приобретении новых музыкальных инструментов, практически всем детским школам искусств необходимы пианино, баяны, домры, балалайки, гитары, скрипки, духовые инструменты.
   Школа искусств функционирует в основном не в типовых, а в приспособленных зданиях, что во многом усложняет ведение образовательного процесса. Отрадно, что проблемы школ искусств, те не менее, находят понимание в администрации муниципальный образований и местных органов управления культуры. Министерство культуры области совместно с муниципальными органами управления культуры изыскивают возможности для улучшения материально- технической базы образовательных учреждений культуры и искусства.
   В Саратовской области, одной из немногих в Российской Федерации удалось сохранить систему методического обеспечения школ искусств с целью обобщения совершенствования и распространения лучшего педагогического опыта и пополнения методического фонда школ искусств министерством культуры проводятся областные конкурсы методических работ, призванные стимулировать творческую активность педагогов и пополнить методическую базу учебных заведений авторскими разработками.
   Министерство культуры реализовывает программы, направленные на организацию помощи школам искусств в области.
   Несмотря на все сложности школе искусств необходимо не только ждать помощи от выше стоящих органов, но и самой пытаться находить пути выживания в современной социально- экономической ситуации
   В настоящее время особенно остро встала проблема сохранения и развития системы дополнительного образования, тем более, что появляется тенденция попытки перевода школ искусств под начало органов образования.
   Сегодня уже всем понятно, что одна школа без дополнительного образования не в состоянии воспитать гармонично развитую личность гражданина и патриота России.
   При обсуждении образовательной политики на современном этапе Государственным Советом Российской Федерации было отмечено, что к вопросу воспитания необходимо подходить как к первостепенному приоритету в образовании. Следует еще раз подчеркнуть, что в решении этих задач важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, так как именно они были и остаются одним из определяющих факторов развития способностей детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения.
   К сожалению, нельзя отрицать тот факт, что общеобразовательные школы очень мало знают об успехах своих учеников в учреждениях дополнительного образования, а педагоги последних чаще всего не знают о проблемах своих воспитанников в школах, отсюда возникает проблема взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в изучении способности, интересов школьника, получения полной информации о его развитии.
   Необходимо обратить внимание руководителей органов управления культурой районов на приоритетность перехода детских школ искусств на новые учебные планы. Особой поддержки требуют те образовательные учреждения, которые уже включились в процесс апробации новых учебных планов, так как их введение предъявляют особые требования к уровню подготовки руководящих педагогических кадров.
   Не редки случаи, когда в рабочих учебных планах значительно увеличивается недельная нагрузка (до 15 часов в неделю, даже в младших классах) , или наоборот- сокращение часов.
   Вместе с тем встречаются случаи когда инициатором сокращения часов выступает учредитель, финансирующий школу искусств. Необходимо понимать
, что эти действия могут отрицательно сказаться на качестве обучения.
   Очень важно, чтобы при составлении своих образовательных программ, также как при проведении аттестации, аккредитации, при подготовке научно- методических материалов и массовых мероприятий мы не забывали главного- самого ребенка. Всегда надо помнить, что абсолютно во всех наших делах первостепенен ребенок, ради которого мы все работаем и предпринимаем наши усилия. Нельзя проводить занятия ради самой деятельности. И хотелось, чтобы профессионализм педагога дополнительного образования ста приоритетнее педагогической направленности его занятий, его ориентации на ребенка, на развитие его творчества.
   Необходимо помнить, что сутью нашей деятельности всегда было, есть и будет оказание помощи каждому конкретному ребенку в раскрытии его потенциальных творческих возможностей, в реализации его интересов, в создании условий для проявлений этих интересов и удовлетворения профессиональных амбиций самого мастера педагога. В нашей системе это недопустимо, акцент при проведении любых мероприятий всегда и везде должен делаться исключительно на ребенка.
   Немногие, наверно, знают, что ДМШ № 20- единственная школа, не только в саратовской области, но и в регионе Поволжья, которая вот уже более 20 лет вплотную работает с интернатом для слабовидящих детей. Они не только приобщают детей- инвалидов к прекрасному, но и дают им путевку в жизнь. Наиболее одаренные из них продолжают свое обучение в музыкальных училищах Курска, Саратова, Московском институте культуры.
   Одним из важнейших направлений в деятельности образовательных учреждений культуры и искусства на ряду с профессиональным является духовно- нравственное воспитание детей и молодежи, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь- духовным, физическим здоровьем нации.
   Усиление роли дополнительного образования должно стать противовесом нарастающему прагматизму, гипертрофии, карьерных и рыночных ценностей, культу полезности над культом развитости, утонченности, интеллигентности и достоинства

Комментариев нет:

Отправить комментарий