А.В.Царёва.
Методическое сообщение
«Совершенствование технологий управления учреждением»
на примере муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №20».
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все
начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
( Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.– с.5.)
Даже современного человека, избалованного цивилизацией и прогрессом, но еще не лишенного любознательности, поражают и удивляют памятники, великие достижения и свершения прошлого, давнего и не давнего, будь то египетские пирамиды, собор Святого Петра в Риме, Московский Кремль, современная авиация или покорение космоса. Мы вновь и вновь задаем себе вопрос: «Как удалось этого достигнуть?»
Во главе всех великих свершений прошлого явно или не явно стоял владеющий знаниями изобретательный инициатор и одаренный руководитель, в современном понимании - менеджер.
В современных экономических, демографических и культурных условиях, сложившихся в России, актуальность воспитания образованной творческой личности приобретает очень большое значение. В связи с этим особую роль начинают играть вопросы практического применения инновационных образовательных технологий, а соответственно - современных форм управления учреждениями, при которых повысится эффективность обучения молодого поколения и качество подготовки педагогических кадров.
В настоящей работе предпринята попытка анализа эффективности работы учреждения с целью разработки рекомендаций по некоторым направлениям его деятельности.
Для реализации поставленной цели в дипломном проекте были сформулированы следующие задачи:
· Рассмотреть сущность технологий управления учреждением и их роль в повышении эффективности работы.
· Изучить роль культурной среды общества в повышении качества жизни населения и качества выпускаемой продукции. Эргономические требования к продукции, дизайн зависят от уровня восприятия культуры.
· Разработать классификацию технологий управления учреждением.
· Исследовать существующие технологии управления в Детской школе искусств №20 и направления её деятельности.
· Учитывая специфику деятельности исследуемого учреждения, предложить рекомендации по улучшению разработки маркетинговых технологий в школе.
· Рассмотреть существующие инновационные технологии и рекомендовать новые направления их развития.
· Предложить новации в области управления персоналом, связанные с подготовкой, обучением персонала, мотивацией и социальными взаимоотношениями, процедурой принятия управленческих решений, с корпоративной культурой, учетом психологических факторов адаптации детей и преподавателей.
Объектом исследования стало изучение проблемы совершенствования технологий управления в учреждении.
Субъектом изучения послужило муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №20» г.Саратова.
Миссия школы отражена в Уставе учреждения:
воспитание подготовленного и активного потребителя художественных ценностей.
Основные направления деятельности учреждения:
1. Образовательная деятельность на основе примерных, адаптированных и авторских программ дополнительного образования детей,
2. Оказание платных образовательных услуг,
3. Культурно – просветительская деятельность,
4. Концертная деятельность
В настоящей работе с помощью изучения структуры школы (Слайд3. Структура школы), учредительных документов, смет доходов и расходов, анализа кадров, опросов работников школы, учащихся и их законных представителей (родителей), сформулирован SWOT - анализ деятельности ДШИ №20.
На основании SWOT - анализа обнаружены следующие сильные и слабые стороны деятельности учреждения:
Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон МОУДОД «ДШИ №20
Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Организация (Слайд 4. ) | · Высокий уровень квалификации сотрудников · Активность педагогических работников · Наличие молодых специалистов · Наличие 3-х структурных подразделений | · 2/3 сотрудников школы пенсионного или предпенсионного возраста. · Частые конфликты между работниками · Большая текучесть молодых кадров. · Дефицит управленческих кадров в структурных подразделениях |
2. Образовательный Процесс ( 6 слайд. ) | · Высокое качество подготовки выпускников · Ежегодное поступление учащихся в ССУЗы и ВУЗы Саратова. · Работа с детьми-инвалидами · Активно проводимая концертная деятельность и шефская работа в СОШ и детских садах. | · Большое количество отчисляемых их школы учащихся · Увеличивающийся процент учащихся, выпускаемых со справкой о прохождении курса. · Отсутствие авторских программ по работе с детьми –инвалидами. · Большая загруженность учащихся в образовательных школах. |
3. Финансы ( 7 слайд. ) | · Наличие бюджетного финансирования · Ежегодное увеличение бюджетного финансирования · Наличие дополнительных доходов от платных образовательных услуг и пожертвований родителей. | · Бюджетные средства выделяются только на зарплату, аренду помещения и коммунальные услуги · Ежегодное фактическое увеличение процента инфляции · 50% от дополнительных доходов начисляется на зарплату преподавателей, а 26,2% - на оплату налогов. |
4.Инновации ( 8 -13 слайд.) | · Проектная деятельность · Использование авторских образовательных программ | · Узкий круг участников проекта · Низкий уровень использования компьютерных технологий |
5. Маркетинг | · Наличие рекламы и публикаций в СМИ о деятельности школы | · Минимальность маркетинговых исследований. |
В ходе анализа обследованы основные технологии управления в «Детской школе искусств №20» и предложены следующие мероприятия по улучшению её деятельности: (14 слайд)
1. Расширить спектр бюджетных и платных отделений школы, что способствует привлечению детей и росту доходов учреждения. Опрос среди школьников показал, что некоторые хотели бы заниматься флористикой, заниматься на театральном отделении, учиться на кинооператоров.
2. Уделить внимание инновационным технологиям управления.
· Способствовать реализации проектной деятельности.
· Расширить циклы концертов «музыкальная гостиная».
· Чаще проводить выставки к юбилейным датам, о художниках, о композиторах, проводить беседы о саратовских деятелях искусств, организовывать посещение концертов в консерватории, музыкальном училище, знакомить учеников с историей искусств, организовывать вечера, посвященные поэзии.
· Разработать междисциплинарные программы образования, что способствует повышению интереса детей к обучению.
· Использовать информационные технологии, в частности, создать и регулярно обновлять web-сайт школы.
3. Совершенствовать технологии управления персоналом. (15 слайд) Сформулировать принципы формирования корпоративной культуры, например: выполнение работниками миссии учреждения, преданность духу профессии, корректного обращения преподавателей с детьми, между собой, руководством учреждения, соблюдение работниками трудовой дисциплины и др.
4. Расширить границы процедур принятия решений в школе: чаще использовать коллективное принятие решений, обеспечить информированность сотрудников, проводить чаще собрания коллектива.
5. Привлекать молодых специалистов. Для этого разработать формы повышения квалификации молодых преподавателей, формы преемственности и наставничества (16 слайд).
6. Совершенствовать организацию системы поощрения работников учреждения.
7. Разработать правила и инструкции, принимаемые для контроля и наблюдения за поведением сотрудников, повышать ответственность за имидж детской школы, обеспечивать преданность и лояльность по отношению к школе.
8. Ввести должность психолога в Школе для снижения стрессовых и конфликтных ситуаций. ( 17 слайд)
Рекомендованные инновационные технологии позволяют повысить эффективность работы школы, (18 слайд) знания учащихся по различным видам искусств и обеспечить престиж Детской школы искусств № 20.
Список использованной литературы.
1.Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Организационное поведение-М. «Юнити», 2005.
2.Авереченко Л.К. Психология управления. Курс лекций, Москва-Новосибирск, 1997.
3. Мазур И.И. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов/ И.И. Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и др.; Под общ. Ред. И.И. Мазура – М.: Высшая школа, 2003
4. Удальцова М.В. «Социология управления». Учебное пособие. Москва-Новосибирск,2008.
5.Ворожейкин Е.И. Кибанов А,Я., Захаров Д.К. Конфликтология.- Москва, 2008.
6. Франклин Р. Особенности современной культуры // Управление персоналом.-М.,2007 № 11.с.79-80.
7.Гребцова В.Е., Менеджмент: учебник.- Ростов на Дону , 2006.
8.Гришина Н.В. Психология конфликта.- Санкт – Петербург, 2007.
9.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- Москва, 2008.
10.Дмитриев А.В, Конфликтология. Учебное пособие.-Москва, 2000.
11.Журавлев П.В., Картамов С.А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера.- М.: Экзамен, 1999.
12.Залюбовский И.А. Зачем нам нужны современные технологии кадровой работы//Управление персоналом. 2005. № 2 с.28-29.
13.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- Москва, 2009.
14.Ильин Е.П., Мотивация и мотивы - Спб.: Издательство «Питер», 2000.
15.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер с англ/общ.ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.-М.: Прогресс, 1989.
16.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Учебное пособие.- Москва, 2001.
17. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломадина Т.О. Организационное поведение : учебник.-М.: Инфра-М-2007.
18.Килочко В.Н. Участие работников в управлении предприятия и российской опыт и перспективы//Менеджмент в России и за рубежом-2007. № 1 с.119.
19.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник для вузов –М.: Юнита-Дана, 2006.
20.Куликов В. Анализ уровня управления современными организациями// Человек и труд. 2008 № 1.- с.51-53.
21.Кибанов А.Я., Захаров Д.К, Коновалова В.Г.Этика деловых отношений: учебник .-М.: Инфра-М.2002.-с.572.
22.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник.- М: БГЭУ 1996 г . С.352
23. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер с англ./ общ. Ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой.-М.: Прогресс, 1990
24.Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций.: Учебник. - М.: ТОО «Люкс арт», 1996.-с.403.
25.Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учебник - практическое пособие/ Лори Маллинз; Перев с англ. Т. Цханович/ и др.: М. Новое знание , 2003.- 1039 с.: ил.
26.Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента: учебник.- Москва, 2000.
27.Магура М.И., М.Б. Курбатова .Современные персонал- технологии.
-М, 2005
28.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - А.: Аспект перс,1999.
29.Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации. - М.: Инфра, 2000.
30.Уткин Э.А. Конфликтология : теория и практика. -Москва,2006.
Комментариев нет:
Отправить комментарий