А.В.Царёва.
Методическое сообщение
«Совершенствование технологий управления учреждением»
на примере муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №20».


«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все
начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
( Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.– с.5.)
    Даже современного человека, избалованного цивилизацией и прогрессом, но еще не лишенного любознательности, поражают и удивляют памятники, великие достижения и свершения прошлого, давнего и не давнего, будь то египетские пирамиды, собор Святого Петра в Риме, Московский Кремль, современная авиация или покорение космоса. Мы вновь и вновь задаем себе вопрос: «Как удалось этого достигнуть?»
     Во главе всех великих свершений прошлого явно или не явно стоял владеющий знаниями изобретательный инициатор и одаренный руководитель, в современном понимании - менеджер.
     В современных экономических, демографических и культурных условиях, сложившихся в России,  актуальность воспитания образованной творческой личности приобретает очень большое значение. В связи с этим   особую роль начинают играть   вопросы практического применения   инновационных образовательных технологий, а соответственно - современных форм управления учреждениями, при которых  повысится  эффективность обучения молодого поколения и качество подготовки педагогических кадров.
В настоящей работе предпринята попытка анализа эффективности работы учреждения с целью  разработки рекомендаций по некоторым направлениям  его деятельности.  
Для реализации поставленной цели   в дипломном проекте были сформулированы следующие задачи:
·                    Рассмотреть сущность технологий управления учреждением и их роль в повышении эффективности работы.
·                    Изучить роль культурной среды общества в повышении качества жизни населения и качества выпускаемой продукции. Эргономические требования к продукции, дизайн зависят от уровня восприятия культуры.
·                    Разработать классификацию технологий управления учреждением.
·                    Исследовать существующие технологии управления в Детской школе искусств №20 и направления её деятельности.
·                    Учитывая специфику деятельности исследуемого учреждения, предложить рекомендации по улучшению разработки маркетинговых технологий в школе.  
·                    Рассмотреть существующие инновационные технологии и рекомендовать новые направления их развития.
·                    Предложить новации в области управления персоналом, связанные с подготовкой, обучением персонала, мотивацией и социальными взаимоотношениями,  процедурой принятия управленческих решений, с корпоративной культурой,  учетом психологических факторов адаптации детей и преподавателей.
Объектом исследования стало изучение проблемы совершенствования технологий управления в учреждении.
Субъектом изучения послужило муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №20» г.Саратова.
 Миссия школы отражена в Уставе учреждения:
воспитание подготовленного и активного  потребителя художественных ценностей.
Основные направления деятельности учреждения:
1.                 Образовательная деятельность на основе примерных, адаптированных и авторских программ дополнительного образования детей,
2.                 Оказание платных образовательных услуг,
3.                 Культурно – просветительская деятельность,
4.                 Концертная деятельность
    В настоящей работе с помощью изучения структуры школы (Слайд3. Структура школы), учредительных документов, смет доходов и расходов, анализа кадров, опросов работников школы, учащихся и их законных представителей (родителей), сформулирован  SWOT - анализ деятельности ДШИ №20.
На основании SWOT - анализа обнаружены следующие сильные и слабые  стороны деятельности учреждения:

Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон МОУДОД «ДШИ №20
Параметры оценки
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Организация
 (Слайд 4.  )












·   Высокий уровень квалификации   сотрудников 
·   Активность педагогических работников
·   Наличие молодых специалистов
·   Наличие 3-х структурных подразделений
·      2/3 сотрудников школы пенсионного или предпенсионного возраста.

·      Частые конфликты между работниками

·      Большая текучесть молодых кадров.

·      Дефицит управленческих кадров в структурных подразделениях

2. Образовательный
Процесс


( 6 слайд. )
·   Высокое качество подготовки выпускников
·   Ежегодное поступление учащихся в ССУЗы и ВУЗы Саратова.
·   Работа с детьми-инвалидами

·   Активно проводимая концертная деятельность и шефская работа в СОШ и детских садах.
·       Большое количество отчисляемых их школы учащихся

·       Увеличивающийся процент  учащихся,  выпускаемых со справкой о прохождении курса.

·      Отсутствие авторских программ по работе с детьми –инвалидами.

·      Большая загруженность учащихся в образовательных школах.



3. Финансы
( 7 слайд.  )
·   Наличие бюджетного финансирования
·   Ежегодное увеличение бюджетного финансирования
·   Наличие дополнительных доходов от платных образовательных услуг и пожертвований родителей.
·      Бюджетные средства выделяются только на зарплату, аренду помещения и коммунальные услуги
·      Ежегодное фактическое увеличение процента инфляции


·      50% от дополнительных доходов начисляется на зарплату преподавателей, а 26,2% - на оплату налогов. 


4.Инновации
( 8 -13 слайд.)

·    Проектная деятельность
·    Использование авторских образовательных программ
·        Узкий круг участников проекта
·        Низкий уровень использования компьютерных технологий
5. Маркетинг

·    Наличие рекламы и публикаций в СМИ о деятельности школы
·        Минимальность маркетинговых исследований.






В ходе анализа   обследованы основные технологии управления в «Детской школе искусств №20» и предложены следующие мероприятия по улучшению её деятельности: (14 слайд)
1.    Расширить спектр бюджетных и платных отделений школы, что способствует привлечению детей и росту доходов учреждения. Опрос среди школьников показал, что  некоторые хотели бы заниматься  флористикой, заниматься на театральном отделении, учиться на кинооператоров.
2.      Уделить внимание инновационным технологиям управления.
·        Способствовать реализации проектной деятельности.
·         Расширить циклы концертов «музыкальная гостиная».
·         Чаще проводить выставки к юбилейным датам, о художниках,  о композиторах, проводить беседы о саратовских деятелях искусств, организовывать   посещение концертов в консерватории, музыкальном училище, знакомить учеников с  историей искусств, организовывать вечера, посвященные поэзии.
·        Разработать междисциплинарные программы образования, что способствует повышению интереса детей к обучению.
·         Использовать информационные  технологии, в частности, создать  и регулярно обновлять  web-сайт школы.
3. Совершенствовать технологии управления персоналом. (15 слайд) Сформулировать принципы формирования корпоративной культуры, например: выполнение работниками миссии учреждения, преданность духу профессии, корректного обращения преподавателей с детьми, между собой,  руководством учреждения, соблюдение работниками трудовой дисциплины и др.
4. Расширить границы процедур принятия решений в школе: чаще использовать коллективное принятие  решений, обеспечить  информированность сотрудников, проводить чаще собрания коллектива.
5. Привлекать молодых специалистов. Для этого разработать  формы  повышения  квалификации молодых преподавателей, формы преемственности и   наставничества (16 слайд).
6.  Совершенствовать организацию системы поощрения работников учреждения.
7. Разработать правила и инструкции, принимаемые для контроля  и наблюдения за поведением сотрудников, повышать ответственность за имидж детской школы, обеспечивать преданность и лояльность по отношению к школе.
 8. Ввести должность психолога в Школе для снижения стрессовых и конфликтных ситуаций. ( 17 слайд) 
 Рекомендованные  инновационные технологии  позволяют повысить эффективность работы школы, (18 слайд) знания учащихся по различным  видам искусств и обеспечить престиж Детской школы  искусств № 20.


  Список использованной литературы.
1.Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И. Организационное поведение-М. «Юнити», 2005.
2.Авереченко Л.К. Психология управления. Курс лекций, Москва-Новосибирск, 1997.
3. Мазур И.И. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов/ И.И. Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и др.; Под общ. Ред. И.И. Мазура – М.: Высшая школа, 2003
4. Удальцова М.В. «Социология управления». Учебное пособие. Москва-Новосибирск,2008.
5.Ворожейкин Е.И. Кибанов А,Я., Захаров Д.К. Конфликтология.- Москва, 2008.
6. Франклин Р. Особенности современной  культуры // Управление персоналом.-М.,2007 № 11.с.79-80.
7.Гребцова В.Е.,  Менеджмент: учебник.- Ростов на Дону , 2006.
8.Гришина Н.В. Психология конфликта.- Санкт – Петербург, 2007.
9.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- Москва, 2008.
10.Дмитриев А.В, Конфликтология. Учебное пособие.-Москва, 2000.
11.Журавлев П.В., Картамов С.А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера.- М.: Экзамен, 1999.
12.Залюбовский И.А. Зачем нам нужны  современные технологии кадровой работы//Управление персоналом. 2005. № 2 с.28-29.
13.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- Москва, 2009.
14.Ильин Е.П., Мотивация и мотивы - Спб.: Издательство «Питер», 2000.
15.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер с англ/общ.ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.-М.: Прогресс, 1989.
16.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Учебное пособие.- Москва, 2001.
17. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломадина Т.О. Организационное поведение : учебник.-М.: Инфра-М-2007.
18.Килочко В.Н. Участие работников в управлении  предприятия  и российской опыт и перспективы//Менеджмент в России и за рубежом-2007. № 1 с.119.
19.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник для вузов –М.: Юнита-Дана, 2006.
20.Куликов В. Анализ уровня управления  современными организациями// Человек и  труд. 2008 № 1.- с.51-53.
21.Кибанов А.Я., Захаров Д.К, Коновалова В.Г.Этика деловых отношений: учебник .-М.: Инфра-М.2002.-с.572.
22.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник.- М: БГЭУ 1996 г. С.352
23. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер с англ./ общ. Ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой.-М.: Прогресс, 1990
24.Липатов В.С. Управление  персоналом предприятий и организаций.: Учебник. - М.: ТОО «Люкс арт», 1996.-с.403.
25.Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учебник - практическое пособие/ Лори Маллинз; Перев с англ.  Т. Цханович/  и др.: М. Новое знание , 2003.- 1039 с.: ил.
26.Мескон М., Альберт М. Основы  менеджмента: учебник.- Москва, 2000.
27.Магура М.И., М.Б. Курбатова .Современные персонал- технологии.
     -М, 2005
28.Пугачев В.П. Руководство персоналом  организации. - А.: Аспект перс,1999.
29.Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации. - М.: Инфра, 2000.
30.Уткин Э.А. Конфликтология : теория и практика. -Москва,2006.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий